Растущие цены на бензин и дизель, повышенное внимание к экологическим вопросам – все это делает электромобили наиболее привлекательным вариантом для автолюбителей. Однако ключевым вопросом при переходе на электрический автотранспорт является стоимость зарядки и ее тенденции. Рассмотрим подробнее этот вопрос.
Текущая ситуация с тарифами на электрозарядку
Стоимость зарядки электромобиля в СПб и других крупных городах заметно варьируется, и составляет в 2023 году порядка 15-25 руб/кВт·ч на публичных ЭЗС. Такой разброс объясняется отсутствием фиксированной предельной цены зарядки и тарифами, различающимися в зависимости от местоположения станции и поставщика электроэнергии.
Ввиду отсутствия жесткого регулирования, владельцы зарядных станций могут предоставлять несколько вариантов тарифов:
- фиксированная ставка – владельцы электрокаров платят установленную сумму за доступ к одной сети зарядных станций на определенный срок (в формате абонемента);
- по времени зарядки – сумма оплаты зависит от времени, проведенного на зарядной станции;
- по количеству потребленной энергии – самый распространенный вариант, основан на фактическом потреблении электроэнергии во время заправки.
Прогнозы по стоимости
Предсказать, сколько стоит зарядить электромобиль, даже на ближайшее будущее достаточно сложно, поскольку на ценообразование влияют изменяющиеся структуры тарифов, стоимость самой электроэнергии и, конечно же, государственное регулирование. Например, сейчас активно предлагается ограничить цену электроэнергии для зарядки коммерческого транспорта, зафиксировав ее на уровне 8 руб/кВт·ч. Данное предложение прорабатывается Минэкономразвития, но об утверждении говорить еще рано.
Мы можем выделить лишь тенденции, связанные с выгодой электрозарядки:
- Увеличение доступности зарядных станций. С развитием инфраструктуры для зарядки электромобилей ожидается, что станции будут распространяться повсеместно, что поспособствует удешевлению услуг зарядки;
- Снижение стоимости аккумуляторных батарей. Технологии производства аккумуляторов для электрокаров постоянно совершенствуются, и снижение себестоимости батарей может сделать зарядку более доступной;
- Тарифы с переменной ценой. В будущем могут появиться более гибкие тарифы для ЭЗС, которые будут учитывать временные пики энергопотребления и снижать стоимость зарядки в периоды низкой нагрузки на сеть.