Самое жаркое лето за всю историю метеорологических наблюдений в России — факт, которым природа решила удивить нас в 2024 году. Средняя температура воздуха в июне и июле уже превысила свою норму на несколько градусов. В ближайшее время синоптики прогнозируют ее повышение до более чем +35°C. И если с защитой людей от жары вопросов не возникает (кондиционер, обильное питье и защита от солнца помогают вынести чересчур теплый воздух), то с защитой электромобилей от аномальных погодных условий не все так ясно…
Как работает электромобиль и почему для него важны погодные условия?
Чтобы понять зависимость электромобилей от погодных условий, важно разобраться с их принципом работы. Основным источником энергии таких транспортных средств является батарея. Именно она приводит автомобиль в движение. И именно она накапливает энергию, которая позволяет использовать транспортное средство для передвижения на определенное расстояние (зависит от запаса хода конкретной модели).
В большинстве современных электромобилей используются батареи литий-ионного типа. Они практически полностью вытеснили аккумуляторные блоки никель-металл-гидридного и свинцово-кислотного типа. Объяснить это можно высокой производительностью литий-ионных АКБ в сочетании с их оптимальным весом и низкой ценой. Внутри таких батарей находится электролит, от температуры которого напрямую зависит подвижность ионов и скорость протекания внутренних химических процессов.
Оптимальная скорость работы литий-ионного аккумулятора — 20°C (+-5-10°C). Любое серьезное отклонение от таких норм приводит к нарушению стабильного протекания внутренних процессов батареи.
Помимо чувствительности литий-ионных батарей, уязвимость электромобилей именно в летний период усиливается еще и по другим причинам. Как минимум, из-за воздействия кондиционера, на работу которого также расходуется энергия, что снижает возможную дальность поездки. Как максимум, из-за дополнительной нагрузки на охлаждающую систему.
Влияние на батарею тепла и холода
О том что морозы опасны для электромобилей, знают многие. Пониженная температура значительно уменьшает производительность батареи, препятствуя нормальному приему заряда. Как результат — заметное и резкое снижение запаса хода. Вплоть до минус 40%.
Повышенная температура (особенно более 30°C) также негативно влияет на работоспособность батареи (из-за увеличенной скорости внутренних химических реакций). Запас хода разных моделей авто в жару может снижаться от 5% до 30%. Но это не самое опасное последствие. Куда более существенным является сокращение самого эксплуатационного периода батареи. Это может произойти при регулярном использовании автомобиля в условиях экстремальной жары и несоблюдении базовых правил защиты АКБ от высоких температур.
Ситуация еще больше усугубится, если:
-
Автомобиль будет часто работать на очень низком проценте заряда. Для нормальной терморегуляции нужна энергия. Чтобы автомобиль мог самостоятельно охлаждать батарею, у него должно быть достаточно заряда.
-
Авто стоит на протяжении длительного времени под открытым солнцем. Чем сильнее нагревается кузов, тем больше энергии на охлаждение придется тратить батарее.
Бить тревогу необходимо, если аккумулятор начинает выпаривать электролит (возникает характерный запах), на корпусе батареи появляются подтеки электролита, запас хода снижается более чем на 30%, при запуске электромобиля возникают трудности. Если никаких подобных признаков нет, то базовых правил обслуживания электромобиля в жару будет достаточно для сохранения его стабильной работы.
Основные правила использования электромобиля в жару
Чтобы минимизировать негативное влияние высоких температур на батарею электромобиля, важно:
-
По возможности ограничить использование электроники в автомобиле;
-
Поддерживать высокий уровень заряда АКБ;
-
При длительной парковке защищать авто от прямых солнечных лучей;
-
Использовать кондиционер для поддержки комфортной температуры (а не на максимальной мощности);
-
При возможности охлаждать автомобиль перед каждой поездкой;
-
Придерживаться спокойной езды для меньшего потребления энергии.
Чтобы своевременно выявить возможную проблему, следует регулярно проверять уровень электролита в батарее.
Проблемы с зарядкой электромобиля летом
Высокая температура воздуха может создать проблемы и при зарядке электрокара. Во-первых, заряжать автомобиль летом приходится чаще. Причина — в снижении запаса хода (из-за особенностей батареи и использования кондиционера). Во-вторых, во избежание перегрева многие станции снижают скорость зарядки, из-за чего данный процесс может занимать гораздо больше времени. А при температуре более 40°C возможен полный выход из строя зарядного устройства.
Чтобы подзарядка была максимально безопасной для вашего авто, рекомендуется:
-
По возможности отказаться от быстрой зарядки в пользу стандартной скорости;
-
Выбирать зарядные станции, находящиеся под защитой от солнца;
-
Заряжать авто после его остывания (перед зарядкой достаточно 2-4 часов «покоя»).
Если есть такая возможность, то заряжать электромобиль рекомендуется в наиболее прохладные часы: ранним утром или поздним вечером.
Экстремально высокие температуры, однозначно, нельзя назвать лучшим другом электромобилей. Но даже в аномальную жару сохранить работоспособность батареи — реально. Для этого достаточно придерживаться описанных выше рекомендаций и своевременно проходить ТО.